Воскресенье, 19.05.2024, 18:41Главная | Регистрация | Вход

Категории раздела

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 42

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог файлов
Главная » Материалы конкурса "Учитель года России - 2015" » Мои файлы

Эссе «Я - учитель»
15.01.2015, 12:20

Эссе «Я - учитель».

          Я - учитель, и всегда хотела им быть, мечтала стать хорошим педагогом, и поэтому вопрос о сути этой профессии для меня далеко не праздный. Я стала учителем, и этим горжусь: школа – моя судьба. Она подарила мне ощущение радости, счастья, полноты жизни. Для меня это важное достижение.

Говорят, профессия учителя сродни профессии артиста. И в этом, наверное, есть доля истины. Разве уважающий себя артист не понимает, как важно приготовиться к выходу на сцену? Для этого нужно не только текст роли выучить, мизансцены запомнить или костюм подобрать, но и последние минуты перед спектаклем прожить в предлагаемом образе.  

Учитель по природе своей созидатель, ибо творит он Человека. Какими людьми станут мои ученики, что после себя оставят – это и будет ответом на вопрос: какой я учитель?

                                        Основные мои заповеди:

  •  Люби профессию.
  •  Трудись, не останавливайся на достигнутом.
  •  Уважай ученика.

 

Люби профессию.

           Нет на свете профессии более важной и более ответственной, более радостной и более нужной людям, чем наша – учительская.

Кем быть? Такой вопрос передо мной не стоял, потому что воспитывалась в учительской семье, где была большая библиотека, где всегда любили литературу и родной язык, где много читали.

Моя мама для меня – образец учителя русского языка и литературы. Она учила меня: прежде чем «зажечь», надо «гореть» самой, надо уметь удивляться тонким нитям серебристого дождя и интересной мысли ученика, оценивать талантливую работу ребенка и широко распахивать глаза, увидев печально пролетающий в осеннем небе журавлиный клин. Сколько раз я с восхищением наблюдала за тем, как она мастерски ведёт урок, общается с детьми, «…чтоб истин светлых заложить зачатки в души молодые…»

 

Трудись, не останавливайся на достигнутом.

           «Люди перестают мыслить, когда перестают читать», - сказал в свое время Д. Дидро, а учитель перестает быть учителем, если не постигает ничего нового, не учится всегда и везде, не совершенствует свои знания, не идет в ногу со стремительно набирающей темп жизнью.

 Учителя во все времена и во всяком возрасте – ученики: они учатся у окружающих их людей, у самих себя, у своих воспитанников. Я благодарна детям за то, что в моей жизни они – компас, который не позволяет мне сбиться с пути, они  помогают испытывать несравнимую радость сопричастности к сотворению личности. Это состояние души рождается в людях думающих, сомневающихся, ищущих, вечно недовольных собой и стремящихся к совершенству.

В профессиональном стандарте педагога утверждается мысль, что  педагог не только учит, но и  воспитывает.  Современный учитель должен быть готов учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей. Воспитание достойного поколения XXI века – огромная ответственность и нелёгкий труд.

Следовательно, быть учителем – значит быть в вечном поиске, философски осмысливая свое предназначение, иначе перестанешь расти и развиваться как педагог и личность. Современный учитель не ждёт, когда что-то изменится, а работает сегодня, сейчас. Педагогическое мастерство, знания, стиль, талант учителя являются главными структурными компонентами современной школы.

          В связи с новыми образовательными стандартами изменились цели школьного образования, произошёл переход к выявлению таких личностных качеств обучающихся, которые будут иметь наиболее существенное значение для социализации и индивидуализации личности в быстро меняющемся обществе. Одна из тенденций, характеризующих новый подход к определению целей образования, - это ориентирование на интегрированные, метапредметные результаты образования, что нашло отражение в использовании понятий «уровень образованности», «ключевые компетенции». Назначение школы определяет мысль, так давно и мудро высказанная  Я. Коменским: «…вполне соответствующей своему назначению я называю только ту школу, которая явилась бы истинной мастерской людей». «Поэтому так важно использовать в педагогической деятельности активные методы обучения, идти навстречу ученикам. Не надо преподносить им готовые истины, надо открывать ту дверцу, через которую они их сами «возьмут». Очень важно научить детей применять накопленные  знания на практике, в жизни, что и составляет основу ключевых компетенций обучающихся, заложенных в основу Федеральных Государственных Образовательных Стандартов нового поколения.

Необходимой и обязательной частью работы учителя в наше время является и инновационная деятельность, апробация новых учебных пособий и технологий обучения. Иногда возникает чувство, что учитель – это личность, способная оставаться по-настоящему активным профессионалом 24 часа в сутки. По моему мнению, прожить такую насыщенную и яркую жизнь может лишь тот, кто влюблен в свой предмет, кто с восхищением рассказывает о нем окружающим, кто каждый свой урок стремится превратить в незабываемое и яркое событие. Ученики, без сомнения, чувствуют это и поддерживают своего наставника во всех его начинаниях, ведь он всегда готов идти вперед и не останавливаться на достигнутом.

В своей педагогической деятельности на уроках русского языка и литературы я давно и успешно использую кейс-метод, который совмещает в себе метод проектов, ролевую игру, ситуативный анализ. Это позволяет осуществлять вариативность и личностный подход в обучении. Использование кейс-метода вызывает потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает самостоятельность и мыслительные творческие способности, эмоционально – волевые качества, формирует познавательную мотивацию. На уроках русского языка и литературы полезной оказывается и совместная деятельность, которая позволяет всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать как вместе, так и самостоятельно. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества, как коммуникабельность, социальную активность, умение правильно и чётко формулировать своё мнение и, главное, умение выслушать мнение другого человека.

          В Послании Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года В.В. Путин сказал: «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность, граждан страны - впитавших её ценности, историю и традиции, людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить». Поэтому на уроках  литературы я стараюсь ввести своих учеников не только в мир прекрасного, приобщить их к лучшим образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, научить понимать художественное слово, но и развивать речевое творчество, потребность в хорошей речи и умение владеть ее богатствами.

          Воспитывать у школьников глубоко личное, эмоциональное отношение к художественному произведению помогают сочинения. Они дают ученику возможность высказать свои мысли о прочитанном, поделиться впечатлениями, эмоционально откликаться на мысли автора, воспитывают внимание, учат анализировать и сопоставлять литературные явления. Конечно, сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию мышления ученика, росту его сознательного отношения к жизни. В этом учебном году все мои одиннадцатиклассники успешно написали  итоговое сочинение по литературе в новом формате.

         

Уважай ученика.

          Центр моих притязаний – ребенок со своим хрупким миром. Войти в этот мир, не разрушить его, дать почувствовать, что этот мир – самое главное, самое ценное на земле - и есть моя педагогическая философия. Я всегда стараюсь помнить об этом, чтобы не ранить, не сломать неокрепший росток детской души, потому что никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми.

          Чего ждет ребенок от меня? Понимания. Уважения. Сочувствия. Конструктивность общения со школьниками во многом зависит от того, насколько чутко и эмоционально я воспринимаю то, что переживает ребёнок, могу ли откликнуться на проблемы ученика. В этом выражается умение поставить себя на место ребенка, взглянуть на события с его позиций. Способность к сотрудничеству вбирает в себя  умение формулировать свою точку зрения, слушать и слышать ученика, умение разрешать разногласия с помощью логической аргументации, стать на позицию своего воспитанника, осуществляя обмен мнениями. Главное - понять состояние ребенка, его настроение и настроить себя на восприятие эмоций. Более того, надо суметь дать знать ученику, что взрослый его видит, слышит, понимает и воспринимает как самодостаточную личность.          

          Педагог, я уверена, должен обладать и внешней привлекательностью, способностью расположить к себе ученика манерой поведения. Очень важно для меня соблюдать педагогический такт, который включает и повышенную чуткость к окружающим, и умение найти такую форму общения с учеником, которая позволила бы сохранить обоим личное достоинство.

          Самая лучшая награда учительского труда – это взаимное чувство обратной связи учителя и ученика.  У Бориса Пастернака в его записных книжках есть  удивительная мысль: «Мы все стали людьми лишь в той мере, в какой людей любили и имели случай любить». Учительская профессия уникальна по своей природе, ведь ею нам представлена возможность любить людей в той мере, какой не предполагает никакая другая. Как ты воспользуешься ею, зависит уже от твоих человеческих качеств, от твоей культуры и профессионализма. А ученики всегда желают нам удачи, как в стихотворении Р. Рождественского:

           Удачи вам, дебютанты и асы, удачи!

           Особенно по утрам,

           Когда вы входите в школьные классы,

           Одни – как в клетку,

           Другие – как в храм.

Категория: Мои файлы | Добавил: Lifanova
Просмотров: 2396 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
omForm">
avatar
Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz