Понедельник, 20.05.2024, 00:00Главная | Регистрация | Вход

Категории раздела

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 42

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статей
Главная » Публикации » Мои статьи

Развитие культуроведческих компетенций на уроках русского языка и литературы

I. Введение.

Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого» . Эти слова основоположника научной методики преподавания русского языка Федора Ивановича Буслаева, произнесенные в XIX веке, актуальны и в наше время. Ведь язык – явление уникальное. Он является средством передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, опыта, накопленного человечеством, средством установления межличностного и группового контакта, средством влияния друг на друга.

Русский язык как предмет занимает в системе школьного образования центральное место, так как, «будучи формой хранения и усвоения различных знаний, он неразрывно связан со всеми науками и профессиями, а значит, и со всеми школьными предметами» .

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, развивает абстрактное мышление, память, воображение. Он позволяет школьнику познать самого себя средствами самоанализа и самовыражения.

Язык является важнейшим средством воспитания. «Усваивая язык, ребенок не только познает мир, но и учится жить в этом мире, приобретает ценностные ориентиры, глубже проникает в национальную и общемировую культуру, естественным путем приобщается к духовным богатствам, хранимым языкам, соотносит знания с опытом повседневной жизни, в результате чего осознает свое место в современном обществе, приобретает навыки общения в разных ситуациях, то есть социализуется» .

Важнейшим средством социализации личности, совершенствование ее интеллектуальной, духовно-нравственной, эмоционально-волевой сфер является развитие речи, формирование коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся. Особая роль в решении этих вопросов принадлежит урокам русского языка и литературы. Данные предметы являются основными гуманитарными дисциплинами в общеобразовательной школе.

В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования на всех ступенях обучения изучение русского языка и литературы предполагает достижение следующих коммуникативных и культуроведческих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире;
  • формирование представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • овладение культурой межнационального общения, нормами речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе и профессионально ориентированной сфере общения;
  • развитие культуры читательского восприятия художественного текста; литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся.

Особое внимание коммуникативной составляющей русского языка уделено в стандарте основного общего образования. Так, среди требований к уровню подготовки выпускников основной школы сказано: «В результате изучения русского языка ученик должен… уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения… эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения» .

В стандарте основного общего образования по литературе среди требований к уровню подготовки выпускников сказано: «В результате изучения литературы ученик должен… уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • определять род и жанр произведения;
  • выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному;
  • выявлять авторскую позицию;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров»

Достижение этих целей, развитие данных умений можно осуществить в процессе формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Полный текст читайте здесь.



Источник: http://lifanovasch7.ucoz.ru/razvitie_kommunikativnykh.doc
Категория: Мои статьи | Добавил: Lifanova (03.01.2015)
Просмотров: 448 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
omForm">
avatar
Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz